Микрозаймы в других странах

Плохая репутация — хорошие перспективы

В России у МФО сложился весьма негативный имидж. Случилось это отчасти по вине самих компаний: на этапе зарождения и формирования микрофинансовой отрасли на рынке работало огромное количество недобросовестных и непрофессиональных организаций. Взаимодействие с заемщиками шло достаточно жестко и порой сопровождалось откровенным бандитизмом со стороны коллекторов.

В то же время мы привыкли смотреть на МФО через призму более высоких процентных ставок по сравнению с кредитами в классических банках, условия которых в нашей стране также являются невыгодными, если проводить параллели с Европой и США. Так почему, несмотря ни на что сектор МФО активно развивается не только в России, но и в относительно благополучных странах с устойчивой экономикой и финансовой системой?

Во-первых, слухи о чрезмерно высоких процентных ставках в российских МФО сильно преувеличены. Если сравнить их с условиями займов в США, Великобритании и Канаде, то ставки находятся примерно на одном уровне. Так, в США средняя величина займа в МФО составляет примерно 600% годовых, и там это никого не смущает. В России же аналогичная ставка воспринимается грабительской. Но в основном такое отношение объясняется особенностями менталитета россиян.

Финансовое легкомыслие

Безусловно, на Западе выше общий уровень финансовой грамотности среди населения, чем в России, что можно объяснить целым рядом причин. Например, и в Европе, и в США население, в отличие от нашей страны, является налоговым оператором. Люди привыкли считать свои деньги и отчитываться перед государством самостоятельно. В России же часть налоговых отчислений ложится на плечи работодателей, которые вычитают их из зарплаты сотрудника еще до начисления на его банковскую карту.

С одной стороны, такой вариант, конечно, удобен для работника, но при этом многие люди не осознают свою роль в формировании бюджета страны, вследствие чего не столь внимательно следят и за эффективностью расходования этих средств государством.

С другой стороны, некоторые россияне достаточно легкомысленно относятся и к собственному личному или семейному бюджету. Из-за низкого уровня финансовой культуры наши сограждане зачастую неправильно пользуются и займами, превращая их в долгосрочные и крайне невыгодные кредиты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что удобный финансовый инструмент в России приобрел негативную славу. Однако ситуация постепенно налаживается благодаря действиям регулятора в лице Центробанка, и среди заемщиков появляется все больше тех, кто использует продукты МФО по целевому назначению.

Теперь основные препятствия для дальнейшего развития рынка связаны с действиями законодательных органов. Так, совсем недавно инициативная группа депутатов выступила за ликвидацию МФО, решив, что такая мера позволит снизить уровень преступности в стране. По их мнению, главная проблема МФО заключается в том, что наличие больших долгов подталкивают граждан к совершению правонарушений с целью их погашения.

Интересно, что в США наблюдалась противоположная тенденция: с развитием рынка МФО снизился уровень правонарушений, связанных с ограблениями и кражами.

Таким образом, единственным фактором, ограничивающим процесс внедрения финансовых технологий в России, сейчас являются административные барьеры, связанные с инертностью и несовершенством законодательной системы. Но даже это уже не мешает нашей стране входить в тройку лидеров финтех-индустрии, как мы успели отметить ранее.

Из ростовщика в финтех

Сейчас российские МФО уже не имеют практически ничего общего с теми компаниями, которые первоначально работали на этом рынке. Раньше кредит могли получить все желающие, предварительная оценка рисков невозврата займов не производилась вовсе, а конфликтные ситуации разрешались психологическим давлением или даже силовыми методами.

Сегодня компании, работающие в сфере микрофинансирования, позиционируют себя представителями финтех-индустрии и эффективно применяют инновационные методы управления рисками, внедряют технологии кибербезопасности и искусственного интеллекта для обработки больших данных. Огромное значение уделяется блокчейну — все больше сервисов в ближайшее время будут организованы в виде выстроенной по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков.

Использование онлайн-инструментов финансирования и планирования, по мнению экспертов, относится к основным драйверам роста российской экономики. И, несмотря на кризисные явления, характерные для нашей страны, такие инструменты становятся все более популярны. В этом отношении мы повторяем путь развитых стран, где также существуют те слои населения, в которых микрозаймы являются востребованной услугой.

Согласно статистическим исследованиям, в США заемщиками чаще всего становятся женщины среднего возраста, при этом деятельность американских МФО преимущественно ориентирована на работу с выходцами из Латинской Америки. В Европе также микрозаймы востребованы в основном у неблагополучных слоев населения, в том числе у бывших эмигрантов.

В России составить портрет типичного заемщика на порядок труднее. Если раньше ими были в основном женщины со средним образованием в возрасте до 35 лет, то сегодня в период падения экономики за займами обращаются и другие категории населения, которым раньше хватало собственной заработной платы на все текущие нужды.

Условия по договору, а также величина и сроки займов также обусловлены локальными предпосылками и потребностями конкретных заемщиков. Средние суммы займов в России почти в 10 раз ниже тех, которые берут заемщики Европы и США, что можно объяснить разницей в уровне жизни, средней величине доходов населения и т. д. При этом в 2017 году этот показатель в нашей стране на фоне кризиса увеличился примерно на 2000 рублей и сейчас составляет около 12 000-13 000 рублей.

Однако российский рынок МФО, несмотря на быстрые темпы роста, все еще отстает от уровня других стран. Например, объем американского рынка МФО превышает российский показатель в десятки раз, хотя численность населения в США всего лишь в два раза больше.

Среди европейских стран самыми перспективными с точки зрения развития микрофинансового рынка оказались Испания и Польша. Повышение спроса на эти услуги в Испании было обеспечено во многом благодаря глубокому экономическому кризису 2009 года, который привел к рекордному для страны уровню безработицы и высоким долгам по ипотеке. В результате стало появляться огромное количество МФО. Испанцы являются более продвинутыми интернет-пользователями с точки зрения проведения банковских операций, чем россияне: почти 60% своих финансовых операций жители этой европейской страны осуществляют в режиме онлайн, в том числе с использованием мобильных приложений.

Польский рынок МФО также считается одним из самых развитых в мире. Он представлен крупными международными компаниями, среди которых такие гиганты, как Twingo, Wonga и Kreditech. Многие технологии автоматической оценки рисков в онлайн были впервые опробованы именно в Польше, однако ставки по займам в этой стране находятся на среднеевропейском уровне, проигрывая в этом отношении Испании.

Подножка от регулятора

Несмотря на некоторые различия в законодательных нормах, условия работы МФО в США и Европе практически идентичны. При этом правила для заемщиков в этих странах несколько мягче, чем в России. На Западе получить займ может практически любой житель: для этого достаточно лишь зарегистрироваться в системе PayPal, которая пользуется повышенным доверием со стороны кредиторов и используется для осуществления самой процедуры выдачи денежных средств. Использование этой системы, впрочем, накладывает и некоторые ограничения с точки зрения возможности погашения займов.

Российские МФО не привязаны к системе PayPal, что позволяет считать их более гибкими по сравнению с западными аналогами. Таким образом, у отечественных заемщиков существует множество способов погасить свою задолженность: главное — иметь для этого достаточное количество собственных средств.

В России заемщиками могут стать люди, достигшие совершеннолетия: для получения займа в некоторых организациях от клиента потребуется лишь предъявить паспорт. Однако из-за возрастного ценза сохраняется низкая вовлеченность в кредитование молодых людей до 25 лет. Увеличить долю молодежи среди заемщиков возможно за счет развития онлайн-сервисов, в том числе интернет-торговли.

Обращение молодежи в МФО в основном обусловлено наличием удобных решений в продуктовых линейках микрофинансовых компаний — виртуальных кредитных карт, активно используемых для покупок в интернет-магазинах; различных финансовых помощников, помогающих в онлайн-режиме планировать свои расходы с помощью удобных мобильных приложений, а также бонусных и накопительных программ.

Кредитный риск у молодых заемщиков в среднем считается выше, чем у представителей старшей возрастной группы, но в то же время, согласно некоторым исследованиям, их возможности обслуживания долга недооценены примерно на 40%. Это означает, что им доверяют меньше, чем следовало бы. Преодолеть это барьер могут помочь специальные системы психометрики, которые выполняют скоринг на основе альтернативных данных для оценки таких трудноизмеряемых качеств заемщиков, как их успешность и желание платить.

В то же время в сегменте займов до зарплаты, который является основным для большинства российских МФО, число молодежи среди клиентов заметно ниже. Для заемщиков старших возрастных категорий характерен больший консерватизм, что проявляется в их предпочтении офлайновых сервисов, хотя и здесь ситуация начинает меняться за счет широкого распространения мобильных устройств и развития интернета, которые охватывают даже старшее поколение, в том числе проживающее в отдаленных регионах страны.

Постепенно негативное представление об МФО как о недобросовестных компаниях и о заемщиках как о представителях неблагополучных слоев населения уходит в прошлое. Доля россиян, которые получают займы от безысходности, составляет уже менее 20%. Скорее всего, в ближайшее несколько лет компании сектора полностью перестанут ассоциироваться с образом современных ростовщиков, наживающихся на чужом горе, а наличие в их линейке привлекательных финансовых продуктов помогут им привлечь даже тех клиентов, которые ранее пользовались исключительно услугами классических банков.

МФО в России, Европе и США

Микрофинансовые организации существуют в разных странах — Германии, США, Франции, Великобритании и конечно же в России. Работа этих финансовых структуру регулируется собственной законодательной базой.

Специфика работы микрофинансовых организаций в Европе, России и США абсолютно идентична. При этом в Европе и США условия работы с микрозаймами практически одинаковы, а вот в России требования выдачи займов несколько отличаются.

Сходства работы МФО в США и Европе

В большинстве стран Восточной и Центральной Европы, а также США микрофинансовые организации работают по стандартным правилам и имеют определенные сходства:

  • Большие проценты — абсолютно все микрофинансовые организации предлагают высокие процентные ставки;
  • Быстрота и простота оформления займов;
  • Удобное местоположение — микрофинансовые организации часто располагаются в тех населенных пунктах, где нет банковских филиалов;
  • Процентная ставка по займам. В среднем значении процентная ставка примерно одинакова в различных странах, однако в Европе практикуется плавающая процентная ставка. Она может зависеть от срока, суммы займа, кредитной истории заемщика, а также от экономической ситуации в стране.

Отличия в работе МФО России и США (Европы)

По правилам работы микрофинансовых организаций, в Европе и США получить микрозайм может любой житель страны. Заемщики Европы и США должны быть пользователями системы PayPal, которая имеет высокий уровень доверия среди кредиторов. В России правила немного строже. Заемщиком можем стать только совершеннолетний резидент РФ, имеющий постоянную регистрацию по месту жительства. По данным статистических исследований, в каждой стране определяются свои слои населения, которые активно пользуются микрозаймами. В США большинством людей, использующих микрозаймы, являются женщины среднего возраста. В Европе — это, в основном, неблагополучные слои населения и часто неевропейцы. В России — это заемщики, которым необходима небольшая сумма займа, достаточно быстро и в кратчайшие сроки, до зарплаты.

Выдача и способы погашения займов

Учитывая, что заемщиками в Европе и США могут стать пользователи системы PayPal, то и выдача средств по займам производится через данную платежную систему. Точно так же и погашение микрозаймов практикуется через систему PayPal. В России выдача и погашение займов происходит иначе. Выдача денежных средств по займам доступна различными способами: денежные средства могут быть перечислены на банковский счет, на банковскую карту либо через одну из платежных систем. Погашение действующих займов происходит для заемщика наиболее удобным способом.

Сумма и сроки займов в России и Европе

Суммы займов значительно отличаются в разных странах. Самые высокие суммы, которые могут быть по микрозаймам, выдаются в Европе. Они могут достигать нескольких тысяч евро. В США суммы займов меньше, но незначительно отличаются от европейских. В России суммы займов значительно меньше, ее величина зависит от благонадежности заемщика.

Сроки в США, Европе и России сильно отличаются. В США и Европе срок, на который предоставляется займ, может варьировать от 2 до 8 месяцев. В России длительность выдачи микрозайма редко превышает один месяц.

Достоинства и недостатки европейских и российских МФО

Абсолютным достоинством МФО Европы можно назвать более доступные и выгодные условия, на которых выдаются микрозаймы для населения. Конечно же, огромными плюсами являются более длительные сроки и большие суммы займов. В России они значительно меньше. Это может быть обусловлено особенностью кредитования в стране. В России получение большой суммы по кредиту уже является поводом обращения в банк.

Наверное, главный недостаток МФО в Европе — привязанность к системе PayPal. Это связано с етм, что данная платежная система берет на себя обязательства по выплате денежных средств в случае мошенничества. В России пока нет таких сервисов, однако достоинством отечественных МФО можно назвать большое количество способов получения денежных средств по займам и вариантов его погашения.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть