Микрозаймы нужна ли лицензия

Стоимость в 2019 году 9790 рублей

Срок 14-30 дней.

Бесплатный аудит учредительных документов и наименования на соответствие требованиям ЦБ РФ.

Есть готовые МФО/МКК. Стоимость 160 000 рублей.

Вы получаете:

  1. Юридическая консультация 
  2. Анализ представленных клиентом документов на соответствие требованиям законодательства
  3. Подготовка комплекта документов, необходимых для внесения микрокредитной компании в реестр МФО
  4. Подача документов для внесения в реестр
  5. Скидка 50% на разработку правил внутреннего контроля для микрокредитной компании (11 документов. Обязательно для всех МКК)
  6. Скидка 50% на прохождение обучения по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (обязательно для всех МКК)
  7. Проверка всех документов и наименования вашей компании на соответствие законодательству об МФО.

Если у вас еще нет юридического лица, то мы зарегистрируем вам микрофинансовую организацию (микрокредитную компанию) под ключ. Стоимость от 35 000 рублей. Печать в подарок.

Дополнительные услуги для МКК:

  1. Стоимость разработки правил микрозаймов МКК составляет 5980 рублей.
  2. Стоимость разработки правил внутреннего контроля для МКК в соответствии с 115-ФЗ составляет 18800 рублей (цена с учетом скидки: 9400 рублей).
  3. Стоимость разработки документации по персональным данным для МКК в соответствии с 152-ФЗ составляет 22300 рублей.
  4. Стоимость целевого инструктажа ответственного сотрудника за внутренний контроль составляет 11000 рублей.

Что такое регистрация микрокредитной компании и лицензия микрокредитной компании (МКК)

Микрокредитная компания — это юридическое лицо, имеющее право выдавать займы населению и юридическим лицам. Чтобы зарегистрировать микрокредитную компанию необходимо внесение в реестр микрофинансовых организаций ЦБ РФ. Это и есть лицензия Центрального Банка РФ на микрокредитную организацию / микрокредитную деятельность.

Ведущим направлением нашей компании является включение в реестр МФО.

Чем отличается микрокредитная компания от микрофинансовой компании и от микрофинансовой организации?

Микрофинансовые организации (МФО) подразделяются на 2 вида: микрокредитные компании (МКК) и микрофинансовые компании (МФК).

Основное отличие микрофинансовой компании от микрокредитной компании заключается в том, что МФК имеет право получать займы от физических лиц. 

Регистрация (лицензия) микрокредитной компании проще, чем регистрация микрофинансовой компании, так как у МФК минимальный уставный капитал должен быть 70 миллионов рублей, а минимальный уставный капитал МКК 10 тысяч рублей. 

Микрокредитные и микрофинансовых компании вносятся в реестр микрофинансовых организация (МФО).

Разделение мфо на мфк и мкк произошло в апреле 2016 года.

В отличии от многих компаний-конкурентов мы уже внесли несколько микрокредитных компаний в реестр мфо.

Этапы включения в реестр МФО

Эта процедура разбивается на следующие пункты. Сначала осуществляется аудит учредительной документации вашего предприятия. Далее комплектуется комплект документов для передачи его в Центральный Банк РФ. Через две недели ваша микрофинансовая организация вносится в реестр, о чем говорит получаемый вами документ-свидетельство о регистрации. Однако может быть и обратная ситуация, когда государственный орган отказывает о внесении в реестр. Это случается, когда документы организации находятся не в полном порядке или по иным причинам.

С момента регистрации ваша фирма получает статус микрофинансовой организации, и она может осуществлять свою деятельность по выдаче микрозаймов населению. Статус снимается в тот день, когда информация о фирме исключается из реестра. В случае положительного результата от государственного органа на юридический адрес организации присылается свидетельство о том, что фирма встала на учет. После этого можно выделить следующие ее функции:

  • Выдавать населению микрозаймы, размер которых не превышает одного миллиона рублей.
  • После получения от заемщика заявления с просьбой о выдаче суммы организация имеет право потребовать от него все необходимые документы с целью проверки платежеспособности, а также для обеспечения выполнений его обязательств по заключенному договору.
  • МФО вправе не выдавать требуемый займ, предоставляя отказ с объяснением.
  • Организация вправе оказывать другие услуги, кроме микрофинансовых, учитывая ограничения, которые указаны в федеральном законе. Т.е. она может выдавать другие займы или вести какую-либо иную деятельность, порядок которой определен также федеральным законом. Это должно быть отражено в учредительных документах.
  • Фирма вправе брать кредиты или (и) иные займы от различных организаций, в том числе основанных на добровольных взносах или благотворительных пожертвованиях. Получение денежных средств может быть в любой другой форме, если это не противоречит федеральному законодательству, а также в установленных ограничениях.

РЕШЕНИЯ БАНКА РОССИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 2016-2019 Г:

Регистрация 2017-2019 года (по всем компаниям мы храним заявления с отметками ЦБ о принятии):

17 декабря 2018 года внесена 1 наша мкк

23 ноября 2018 года внесена 1 наша мкк

19 ноября 2018 года внесено 2 наших мкк

25 октября 2018внесена 1 наша мкк

11 октября 2018 года внесена 1 наша мкк

08 октября 2018 года внесена 2 наша мкк

03 сентября 2018 года внесена 1 наша мкк по новым правилам ЦБ!

02 августа 2018 года внесена 1 наша мкк по новым правилам ЦБ!

09 июня 2018 года внесено 2 наши мкк по новым правилам ЦБ!

06 июня 2018 года внесено 4 наши мкк по новым правилам ЦБ!

08 мая 2018 года внесена 1 наша мкк

07 марта 2018 года внесено 2 наши мкк.

12 февраля 2018 года внесена 1 наша мкк.

25 декабря 2017 года внесено 2 наших мкк.

15 ноября 2017 года внесено 2 наших мкк.

4 сентября 2017 года внесена 1 наша мкк.

16 августа 2017 года внесена 1 наша мкк.

1 августа 2017 года внесена 1 наша мкк.

19 июля 2017 года внесено 4 наши мкк.

27 июня 2017 года внесено 3 наших мкк.

06 июня 2017 года внесено 2 наши мкк.

26 мая 2017 года внесена 1 наша мкк.

15 мая 2017 года внесено 2 наши мкк.

27 апреля 2017 года внесено 4 наших мкк.

12 апреля 2017 года внесено 2 наши мкк.

31 марта 2017 года внесено 4 наших мкк.

03 марта 2017 года внесено 8 наших мкк. 

31 января 2017 года внесена 1 наша мкк.

25 января 2017 года внесено 3 наших мкк.

Решения 2016 года:

22 декабря внесено 6 наших мкк

08 декабря внесено 2 наших мкк.

07 ноября внесено 6 наших мкк.

12 октября внесено 6 наших мкк.

27 сентября внесены 2 наши микрокредитные компании.

02 сентября внесена 1 наша микрокредитная компания.

10 августа внесена 1 наша микрокредитная компания.

26 июля внесена 1 наша микрокредитная компания.

14 июля внесено 3 наших микрокредитных компаний.

27 июня 2016 года внесены 2 наши микрокредитные компании.

28 марта 2016 года внесено 14 наших компаний.

25 марта 2016 года внесены 2 наши компании.

22 марта 2016 года внесены 2 наши компании.

16 марта 2016 года внесена 1 наша компания.

Выдача займов коммерческими компаниями — часто встречающееся явление в бизнесе. Компании, занимающиеся различной дея­тельностью, могут предоставлять денежные средства взаймы как своим сотрудникам и организациям своего же холдинга, так и сторонним компаниям-партнерам. В определенный момент, когда количество выдаваемых зай­мов конкретной компании становится, по ее мнению, значительным, руководство может задаться вопросом: допустимо ли это? Главное опасение — не будут ли такие действия приравниваться к выдаче кредитов и не привлекут ли компанию к ответственнос­ти за незаконное осуществление банковской деятельности без лицензии? О том, обоснованны ли эти опасения, а также о критериях разграничения деятельности по выдаче кредитов и обычных займов — в этой статье.

Выдачей заемных средств в настоящее время занимаются различные участники оборота — кредитные организации, кредитные кооперативы, мик­рофинансовые организации, однако в законе нет запрета на осуществление такого вида коммерческой деятельности обычными предпринимателями, поскольку на операции по выдаче займов специального разрешения не требуется. В законе нет положения о том, что ее могут осуществлять только вышеперечисленные организации, равно как и нет указания на то, что иные участники оборота ее осуществлять не вправе.

Привлечение денежных средств граждан и организаций во вклады и выдачу кредитов могут осуществлять кредитные организации на основании выданной им ЦБ РФ лицензии.

Вместе с тем в ГК РФ преду­смотрена конструкция договора займа, имеющая сходство с приведенными операциями. Для заключения такого договора наличие банковской лицензии не требуется и специальная правоспособность также не нужна. Наличие у компании общей правоспособности дает ей право выдать займы своим контрагентам на согласованных между ними условиях.

За совершение банковских операций без лицензии могут привлечь к уголовной ответственности

Разграничение приведенных договорных конструкций имеет важное практическое значение, поскольку за незаконное осуществление банковской дея­тельности без лицензии преду­смотрена уголовная ответственность (ст. 172 УК РФ). Она наступает при условии, если причинен крупный ущерб гражданам или сама деятельность сопряжена с извлечением крупного дохода. При этом в ст. 172 УК РФ указано на наступление уголовной ответственности за осуществление незаконной банковской деятельности (банковских операций) без раскрытия содержания такого преступного деяния.

Из анализа сложившейся в настоящее время судебной практики можно увидеть, что по ст. 172 УК РФ может быть осуждено лицо, совершающее такие действия, которые подпадают под признаки банковских операций и при этом их не вправе совершать иные лица в рамках своей предпринимательской деятельности.

Так, например, в одном деле по ст. 172 УК РФ были осуждены члены преступной группы, которые занимались незаконными переводами денежных средств без открытия счетов, обналичивали их по поручениям третьих лиц под видом фиктивных хозяйственных операций, для чего в платежных поручениях делали ссылки на несуществующие договоры поставки, подряда либо изготавливали их без реального исполнения соответствующих сделок, выполняли поручения на транзитный перевод денег и за все свои услуги взимали комиссию в виде процента с сумм переводов. Деятельность этой группы осуществлялась длительное время, она носила стабильный, постоянный характер с четко распределенными ролями внутри группы, с подчинением и четким исполнением указаний организатора, с соблюдением и обеспечением необходимых и заранее продуманных мер безопасности, конс­пирации, защиты от разоблачения, материально-техническим обеспечением (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2014 б/н).

Для применения ст. 172 УК РФ в действиях подсудимых обязательно наличие признаков банковских операций. Такие действия, как обналичивание денежных средств с использованием подставных фирм и фиктивных до­кумен­тов, получение, перевозка и выдача денег, не могут рассматриваться исключительно как незаконная банковская деятельность, поскольку их совершение характерно и для любой другой предпринимательской деятельности. Подобная деятельность группы граждан, совершенная хотя и с использованием отдельных признаков банковской деятельности, образует состав другого преступ­ления — незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), а не незаконную банковскую деятельность, которая является специальным составом по отношению к незаконному предпринимательству (постановление Московского городского суда от 26.09.2014 № 4у/7-5081/14).

Как видно из приведенных примеров, незаконная банковская деятельность проявляется в осуществлении без лицензии ЦБ РФ действий, подпадающих под признаки банковских операций, которые не имеют сходства с любыми иными хозяйственными операциями, для которых наличие лицензии необязательно. Открытие и ведение счетов, осуществление денежных переводов по поручениям клиентов, выдача банковских гарантий, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады денежных средств и драгоценных металлов — эти и другие банковские операции могут совершать только кредитные организации на основании лицензии. За совершение подобных операций без лицензии может наступить уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ в случае, если это повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Лицензия для заключения договора займа не требуется

А вот такая операция, как выдача займа, прямо предусмотрена § 1 главы 42 ГК РФ, при этом для ее осуществления наличие лицензии в качестве обязательного условия не предусмотрено. Такую деятельность вправе осуществлять любые организации, обладающие общей правоспособностью, возникающей у них после регистрации в ­ЕГРЮЛ.

Кроме того, при выдаче займов заемщикам не причиняется никакого ущерба в принципе, наоборот, им предоставляется имущественное благо, имею­щее для них потребительскую ценность: они получают доступ к финансовым ресурсам в условиях свободного денежного рынка, где не лишены возможности выбрать займодавца из числа имеющихся игроков и наиболее оптимальные для себя условия финансирования. Ограничение деятельности по выдаче займов не допускается, поскольку это противоречит принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав, закрепленному в ст. 1 ГК РФ.

Нет никаких оснований для привлечения компании, занимающейся выдачей займов, к административной ответственности, поскольку преду­смотренная ст. 15.26 КоАП РФ ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности применяется только за такие нарушения, как осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности (ч. 1) и нарушение кредитной организацией установленных регулятором нормативов и иных обязательных требований (ч. 2).

Аналогичным образом и в ст. 15.26.1 КоАП РФ установлена ответственность только за нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности, то есть незаконные действия, осуществляемые непосредственно самими микрофинансовыми организациями.

В судебной практике вопрос разграничения банковских операций и заемных операций регулярно поднимается, в связи с чем участникам гражданского оборота следует учитывать следующие важные аспекты, которые позволят им в случае необходимости доказать, что в их деятельности нет ничего противозаконного.

В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № ­395-1 «О банках и банковской дея­тельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Следовательно, под банковской деятельностью надлежит понимать совокупность банковских операций, имеющих конечной целью извлечение прибыли.

Из сопоставления договоров сразу видно, что кредитный договор характеризуется особым субъектным составом в отличие от договора займа. Ведь предмет договора займа шире, чем предмет кредитного договора: по нему, помимо денежных средств, могут также передаваться вещи, определяемые родовыми признаками.

Выдача и получение займов, исходя из содержания ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не являются ни банковской операцией, ни банковской сделкой, следовательно, к банковской деятельности они отнесены быть не могут. Такое же мнение высказывает Минфин России, указывая, что операция по предоставлению займов не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, а их предоставление не требует получения лицензии на осуществление банковских операций. При этом закон не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов (письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67).

Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 4 информационного письма от 10.08.94 № С1-7/ОП-555 «Об ­отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике», если учреждения в нарушение устава занимаются как предпринимательской деятельностью выдачей кредитов (независимо от того, за счет каких источников сформированы финансовые ресурсы) под проценты и заключают кредитные договоры без получения лицензий, такая деятельность должна признаваться не соответствующей законодательству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда же одна организация передает заемщику свои свободные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение лицензии не требуется, в том числе и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов.

Данную позицию в настоящее время разделяют многие окружные арбитражные суды. Они отмечают, что действую­щее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения лицензии на осуществление деятельнос­ти по предоставлению займов. Круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен.

Кроме того, деятельность организации по выдаче займов не может быть признана банковской деятельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Банковская деятельность, для осуществления которой требуется получение специальной лицензии, не ограничивается только выдачей заемных денежных средств.

В противном случае запрет взаимного предоставления денежных средств в заем юридическими лицами в условиях свободы договора (ст. 421 ГК РФ) делает невозможным такую свободу, исключает получение прибыли, являющейся основной целью деятельнос­ти коммерческой организации в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 24.12.2010 по делу № А12-2852/2010, Уральского округа от 08.12.2010 № Ф09-7808/10-C5 по делу № А60-46243/2009-С2, от 08.12.2010 № Ф09-7833/10-C5 по делу № А60-46126/2009-C2 и от 11.10.2010 № Ф09-7797/10-C5 по делу № А60-46032/2009-С2 и др.).

Систематическая выдача микрозаймов не микрофинансовой организацией подпадает под понятие недобросовестной конкуренции

2 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № ­151-ФЗ «О мик­рофинансовой дея­тель­нос­ти и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № ­151-ФЗ), имеющий важное значение для развития гражданского оборота, поскольку в нем говорится о возможности осуществления коммерческими организациями, не имеющими статуса кредитной организации, в качестве одного из основных видов своей деятельности привлечение займов и их последующую выдачу.

Вовлечение в сферу розничного кредитования новых игроков — микрофинансовых организаций было призвано сделать кредитные продукты для населения, малых и средних предприятий более доступными, упростить процедуры их предоставления, повысить конкуренцию на рынке кредитования.

Основная новелла вышеука­занного закона заключается в том, что теперь и коммерчес­кие и даже некоммерческие организации, за исключением бюджетных учреждений, имеют право заниматься привлечением денежных средств и выдачей кредитов без каких-либо ограничений в пределах лимита 1 млн руб., включая все проценты за пользование суммой займа на весь период его предоставления (микрозаймы) при выполнении ряда условий.

Прямо в Законе № 151-ФЗ не сказано о том, что другие организации не вправе заниматься деятельностью по выдаче зай­мов на регулярной основе, однако для компании, занимаю­щейся на профессиональной основе выдачей займов под процент, существует риск привлечения к ответственности за нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) по заявлению конкурентов (например, микрофинансовой организации) или кого-то из недовольных клиентов, поскольку выдаваемые антимонопольным органом предписания на прекращение указанной деятельности суд может оставить в силе и обязать компанию-зай­модавца прекратить вести свой бизнес по выдаче займов. В судебной практике есть негативные примеры.

Так, в одном деле окружной суд, признавая наличие в действиях компании–займодавца признаков нарушения антимонопольного законодательства, мотивировал свои выводы следующим.

На основании ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ не допускается недоб­росовестная конкуренция, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 151-ФЗ юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерчес­кой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр мик­рофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Законодательством РФ для микрофинансовых организаций установлены определенные требования, например, к органам управления, нормативам достаточности собственных средств и ликвидности и т. п.

Из анализа действующего законодательства следует, что сис­тематическая деятельность по предоставлению микрозаймов (до 1 млн руб.) может осуществляться только юридичес­кими лицами либо специально созданными с целью ее осуществления в предназначенной для этого организационно-правовой форме (кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и т.п. ), либо приобретшими статус микрофинансовых организаций посредством внесения ЦБ РФ сведений о них в соответствующий реестр.

В связи с этим деятельность по выдаче займов на систематической основе компанией, не включенной в реестр мик­рофинансовых организаций, подпадает под понятие недоб­росовестной конкуренции, содержащееся в п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 этого закона, поскольку, заключая договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, получает преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, которые работают на данном рынке и не заключают договоры займа без внесения в реестр микрофинансовых организаций, соблюдая все требования, предусмотренные законодательством к мик­рофинансовой деятельности, не избегая контроля со стороны государства (постановление АС Уральского округа от 09.02.2015 по делу № А50-5904/2014).

Для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций

Однако, отметим, что положения Закона № 151-ФЗ, равно как и нормы иных законодательных актов, не исключают возможности выдачи займов компанией без регистрации в качестве микрофинансовой организации. Об этом, в частности, свидетельствует судебная практика, сложившаяся после принятия данного закона.

Так, к примеру, ФАС Уральского округа в одном деле на основе анализа норм ст. 49, п. 1 ст. 809, п. 1 ст. 810, п. 1 ст. 819 ГК РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательство РФ не предусматривает необходимости получения организацией лицензии при осуществлении деятельности по предоставлению займов, так как круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен. Кроме того, деятельность организации, связанная с выдачей займа, не может быть признана банковской дея­тельностью только на основании установления факта предоставления такой организацией заемных денежных средств иным лицам с получением при этом процентов за пользование займом. Необходимо также учитывать, что банковская деятельность, для осуществления которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), не ограничивается только выдачей заемных денежных средств (постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2011 № Ф09-9382/10-С5 по делу № А60-46089/2009-С2).

Следовательно, для квалификации действий займодавца как незаконной банковской деятельности необходимо осуществление им не одной, а целого комплекса операций, на проведение которых требуется наличие лицензии. Осуществление же только одной-единственной операции по выдаче денежных средств достаточных оснований для квалификации операций зай­модавца в качестве незаконной банковской деятельности не имеется.

Заемщик, взявший денежные средства взаймы, но уклонившийся от их возврата, не сможет ссылаться на отсутствие у займодавца специального разрешения (лицензии) на выдачу займов, поскольку в любом случае при доказанности фактов выдачи займа и наличия просроченной задолженности суд удовлетворит требования займодавца (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 16.10.2013 по делу № 33-3531-2013).

Таким образом, следует признать, что действующим законодательством РФ прямо не установлен запрет на заключение договоров займа обычными хозяйствующими субъектами. Они вправе заниматься такой деятельностью. Вместе с тем такая деятельность для хозяйствующих субъектов не должна быть единственной и наряду с ней они, не формально указав в уставе, а фактически должны заниматься и другими видами хозяйственной деятельности.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть